Рекомендации по адаптации
РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРУ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРУ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Наряду с предоставлением студентам определённого объёма знаний, умений и навыков, необходимого для их последующей профессиональной деятельности, одной из важнейших целей функционирования любого высшего учебного заведения, является воспитательно-педагогическая работа, нацеленная, в том числе, на решение такой важной проблемы, как перевод воспитуемого, обучаемого в качественно новое состояние, сообразное специфике данного учреждения. Иными словами, речь идёт о проблеме адаптации студентов первых курсов к условиям высшего учебного заведения.
Ключевую роль в указанном адаптационном процессе играет куратор, общее направление функционирования которого состоит в целенаправленной организации и координации учебной и внеучебной деятельности студентов.
Конкретно же, важнейшими задачами в деятельности куратора являются:
1) информирование студентов о специфике обучения в вузе, её отличиях от школьной и, соответственно, оказание помощи студентам в преодолении стереотипов “школьного мышления” и попыток применения последних в их подходе к своим
студенческим обязанностям;
2) проведение внеучебных мероприятий, нацеленных на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации студентов (вчерашних школьников) к новым для них социальным условиям на этапе первоначального становления и формирования учебной группы;
3) активизация научного и творческого потенциала студентов;
4) получение обратной связи, оказание посильной помощи в решении тех или иных студенческих проблем, как учебного, так и внеучебного плана.
При формировании студенческого коллектива необходимо учитывать процессы групповой динамики, которые происходят практически в каждой учебной группе.
Рассмотрим этапы или фазы развития группы:
- Фаза ориентации (адаптационно-пассивного напряжения ). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа, как мне себя представить, кто эти люди, кто мне нравится или кто не нравится, примут ли меня. Поскольку студенты друг друга еще не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно, соответственно уровень несогласия в группе невысок.
- Фаза, конфликта (активации, активного напряжения). На этой фазе студентов волнуют вопросы типа, могу ли я здесь получить то, что желаю, как мне получить это, кто на меня влияет в большей и меньшей степени, как мне оказать влияние. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, студенты, как правило, открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе можно управлять конфликтом, не подавляя его и не уходя от него.
- Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации норм определяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределенность в высказываниях, как на начальном этапе, но она служит другим целям - изменению формы разногласий.
- Фаза консенсуса или поддержки . Группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советует, критикует, принимает решения, характеризуется высокой групповой сплоченностью, но не подавляет отрицательных эмоций, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства.
Если группа не достигает сплоченности, то она может остановиться на первой или второй фазе.
Таким образом, куратор активно включён в учебно-воспитательный процесс и его влияние на адаптацию студентов во многом определяется, в конечном счёте, степенью участия в решении проблем группы в целом и каждого её студента в отдельности, а также умением найти наиболее эффективные пути для этого.
В целом, куратор выступает посредником между студентом и преподавателем, и основная цель данного посредничества состоит в создании такого имиджа куратора, который максимально способствовал бы установлению взаимно доверительных отношений между ним и студентами.
Главным же условием установления подобных отношений является восприятие студента в качестве равноправного субъекта педагогического процесса, как в профессиональном, так и в личностном отношении. Исходя из подобной установки, процесс воспитательной работы, нацеленный на адаптацию личности студента к новой социальной среде, строится на принципах:
• формирования личности студента с активной жизненной позицией;
• уважения к студенту с учетом его интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
• создания условий для реализации разностороннего потенциала студентов, в том числе, в рамках общественно значимой деятельности.
Реализации последнего из указанных принципов в огромной мере способствуют органы студенческого самоуправления.
Наиболее частая причина низкой успеваемости в период адаптации студентов — это не количественные, а качественные различия между обучением в школе и в университете, это необходимость заниматься самостоятельно и намного больший, чем раньше, объем изучаемого материала. Крайне редко преподаватели вуза уделяют внимание закреплению изучаемого материала, впрочем, размеры рабочих программ зачастую не оставляют им такой возможности. По этой же причине далеко не всегда удается использовать дополнительные формы обучения, стимулирующие творческое отношение студентов к изучаемому предмету, потому что чересчур возрастает время, затрачиваемое на овладение той или иной темой.
Зачастую студенты совершенно не владеют техникой скоростного конспектирования, из-за чего некоторые занятия превращаются в настоящий диктант. Не умение выделять основные мысли приводит к тому, что студенты механически и бессмысленно записывают за преподавателем текст лекции, не успевая его обдумывать, в результате во время сессии им приходится запоминать огромный объем практически незнакомого материала. Еще хуже бывает в тех случаях, когда студенты, усвоив очередную тему во время практических занятий, не умеют или не считают нужным правильно и понятно для себя, ее записать. Впоследствии, готовясь к зачету или к экзамену, они обнаруживают, что не могут восстановить забытый алгоритм решения задачи, которая казалась такой понятной пару месяцев назад. Конечно, здесь многое зависит от преподавателя. Как правило, преподаватели, постоянно работающие с первокурсниками, на первых лекциях учат студентов правильной записи текста, рекомендуют некоторые сокращения, показывают на доске, как следует правильно и быстро записать формулировку основных результатов. Но очень часто этого оказывается недостаточно. Поэтому представляется целесообразным организовывать со студентами специальные занятия по технике конспектирования, что поможет им не только при записи лекций, но и в работе с дополнительной литературой. Точно так же полезно обучать студентов технике запоминания, поскольку плохая память, по отзывам самих же студентов — это одна из основных причин их неуспехов в учебе. Отчасти это можно объяснить тем, что современные школьные программы, новые методики обучения все меньше ориентируются на необходимость механического зазубривания, заучивания текстов. Это способствует развитию творческого мышления и делает изучение некоторых предметов более комфортным психологически. Но, в то же время, приводит к тому, что выпускники школы оказываются неподготовленными к ситуации, когда им надо заставить себя изучить и запомнить не слишком интересный текст, никак не окрашенный эмоционально, не стимулирующий воображение, и рядом нет никого, кто помог бы преодолеть возникающий дискомфорт, как это делает хороший школьный учитель.
Таким образом, необходимо объяснять первокурсникам, что память можно и нужно развивать, что студенты, как люди более взрослые, должны уметь выполнять некоторую интеллектуальную работу независимо от того, приятна она им или нет.
Очень полезно по итогам первых аттестаций, а особенно после первой сессии вместе со студентами проанализировать ошибки, допущенные ими при подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. Например, можно провести анкетирование с целью выяснить причины недостаточно высоких результатов сессии. Как показывает опыт, наиболее часто встречаются следующие ответы.
1. Слабая школьная база.
2. Недостаток литературы.
3. Неумение самостоятельно работать с литературой.
4. Большая разница в организации учебного процесса в школе и в колледже.
5. Непосещение занятий.
б. Трудности в восприятии лекционного материала.
7. Плохая память.
8. Чрезмерное волнение.
9. Неумение формулировать свои мысли.
10. Нерегулярное выполнение домашних заданий, нерегулярная подготовка к практическим и семинарским занятиям.
11. Неполное использование времени, отведенного на подготовку к экзамену или зачету (в частности, из-за неумения сосредотачиваться на долгое время для выполнения умственной работы).
12. Неумение правильно распределять свое свободное время, планировать внеаудиторные занятия.
13. Увлеченность общественной работой, спортом.
14. Плохие бытовые условия (например, шум в общежитии).
15. Необходимость подрабатывать.
16. Частые поездки домой (для иногородних студентов).
17. Болезнь.
Выяснив причины плохой успеваемости, можно вместе со студентами подумать, как устранить эти причины.
Помимо адаптации к учебной деятельности необходимо обеспечивать знакомство первокурсников с жизнью университета в целом. Конечно, отчасти эту задачу берут на себя студенты старших курсов, члены студенческого совета и т.д. Но и здесь многое зависит от преподавателей. В частности, необходимо познакомить первокурсников с основными правилами, регулирующими работу вуза, разъяснить им права и обязанности студентов. И если к концу первого курса практически все студенты представляют себе правила приема экзаменов и знают, на каком основании их могут отчислить, то их осведомленность в остальных вопросах внутреннего распорядка не слишком высока. Даже старшекурсники, столкнувшись с новой для себя ситуацией (внезапная болезнь во время сессии, например), не представляют, каковы должны быть их действия в соответствии с Уставом университета. Очень часто студенты плохо разбираются в том, к кому именно им следует обращаться с каким-то конкретным вопросом. В этих случаях помощь куратоа или членов студенческого совета бывает особенно необходима.
Традиционно принято уделять особое внимание иногородним студентам, особенно если они живут в общежитии. Здесь очень полезно установить контакт с воспитателями и родителями студентов.
Следует затронуть и вопрос об адаптации организма студентов к тем нагрузкам, с которыми им приходится сталкиваться в ходе учебного процесса. Как правило, этому вопросу уделяется намного меньше внимания, чем предыдущим, между тем исследования физиологов показывают, что «учебный труд студентов протекает на фоне существенного и длительного разрушения естественного биологического ритма жизнедеятельности человека». Таким образом, необходимо хотя бы поверхностное знакомство, как студентов, так и преподавателей с процессами адаптации организма студентов к учебной нагрузке. Возможно, в чем-то здесь могли бы помочь занятия по здоровому образу жизни, проводимые преподавателями физического воспитания.
Одновременно хотелось бы пожелать, чтобы кураторы групп имели возможность ознакомиться с медицинскими картами своих студентов, особенно имеющих какие-то хронические заболевания. Это помогло бы избежать таких ситуаций, когда студентка, не имеющая возможности достаточно быстро писать из-за наследственного заболевания мышц, не успевает в учебе, потому что ни она сама, ни ее родители не сочли нужным сообщить об этом преподавателям и попросить изменить форму проведения экзамена с письменной на устную.
Наконец, необходимо помнить, что студент, поступивший в высшее учебное заведение, попадает в новую для себя среду, приобретает новых знакомых, что неизбежно окажет влияние на его культурный уровень, шкалу жизненных ценностей и прочие личностные характеристики. То, как изменится личность студента, во многом зависит от преподавателей, ведущих занятия у первокурсников.